Критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь»  
 
  главная контакты карта сайта  
 
 
 
 
Музокно
Музыкальная жизнь №2, 2018

Юлия Кочеткова
Симфонические фрески
Три вечера в Доме музыки: Прокофьев, Мясковский и Малер

Первый весенний месяц в Светлановском зале Дома музыки связан с концертами абонемента Национального филармонического оркестра России, одного из самых интересных в отношении симфонической части программы – «Шедевры на все времена». Название говорит само за себя, и действительно великие партитуры – его сильная сторона. Первые два концерта – русская музыка, третий – срез австрийской музыкальной культуры.

Вместе с оркестром и его художественным руководителем и главным дирижером Владимиром Спиваковым выступят молодые, но уже завоевавшие международное признание исполнители: виолончелист Александр Рамм, пианист Александр Гаврилюк и солистка Камерного театра имени Б.А.Покровского Надежда Гулицкая (сопрано).

Первая программа – посвящение С.С.Прокофьеву. 4 марта, накануне 65-летия со дня смерти композитора, в Светлановском зале прозвучат три сочинения Прокофьева, принадлежащие к разным творческим периодам: Первая симфония, Третий концерт для фортепиано с оркестром и музыка из балета «Ромео и Джульетта». Наследие Прокофьева традиционно составляет значительную часть репертуара Владимира Спивакова. Ранняя, «Классическая» симфония неоднократно исполнялась НФОР. Построенная по строгим канонам жанра, она отсылает к образцам ХVIII века с их галантным стилем, хотя создавалась в объятый пламенем 1917 год. Несмотря на внешние драматические события в стране, молодой автор, словно желая абстрагироваться, создал светлую музыку без намека на социально-политический эпохальный слом. Сам Прокофьев так писал о «Классической»: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить».

«В данном произведении исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью», – а это уже мнение Бориса Асафьева о Третьем фортепианном концерте. В качестве солиста в нем выступит Александр Гаврилюк. На сегодняшний день в его активе выступления с ведущими симфоническими коллективами мира, приглашения от престижных филармонических залов, участие в крупных международных фестивалях в Лугано (Швейцария), Руре (Германия), Кольмаре (Франция), Майами, Нью-Йорке и Колорадо (США).

Перенос столицы из Петрограда в Москву, крупное геополитическое преобразование в России начала прошлого века, вдохновило Владимира Спивакова на создание программы концерта 10 марта. Стратегически уязвимое географическое положение «колыбели революции» заставило большевиков позаимствовать идею временного правительства – покинуть архитектурное чудо на Неве, воспетое в стихах, прозе и музыке, и вернуть Первопрестольной ее исторический статус. Это решение повлекло за собой закономерное переустройство процессов, затрагивающих и культурную жизнь общества.

В этот вечер прозвучат сочинения российских композиторов, бывших очевидцами знаменательных исторических событий, чья жизнь и творчество оказались тесно связаны с Москвой. Николай Мясковский прожил в российской столице более 30 лет до самой смерти, здесь же после возвращения из эмиграции и до конца своих дней жил и работал Сергей Прокофьев. Дмитрий Шостакович перебрался из Ленинграда в Москву в годы войны и нашел свое последнее прибежище на Новодевичьем кладбище.

В программе наряду с оркестром под управлением Владимира Спивакова примет участие виолончелист-виртуоз Александр Рамм. Музыкант стал особенно популярен после блестящего выступления на XV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского, где ему присудили II премию. Он также является победителем конкурсов в Бостоне и Пекине, I Всероссийского музыкального конкурса в Москве, лауреатом конкурса имени А.Янигро в Загребе и Paulo Cello Competition в Хельсинки, где Рамм стал первым и единственным лауреатом из России за всю историю конкурса.

Исполнитель будет солировать в Виолончельном концерте Николая Мясковского.

«Это очень личное, внутреннее, интровертное сочинение... Меня в этой музыке подкупает отсутствие каких бы то ни было внешних эффектов. Это нельзя назвать виртуозным концертом, он, скорее, философский, глубокий, наталкивающий на размышления», – рассказывал в одном из интервью Александр Рамм.

Третий мартовский концерт абонемента «Шедевры на все времена» (23 марта) – экскурс в лирический австро-немецкий симфонизм. Выдающиеся позднеромантические композиции Шёнберга и Малера обрамляют самый известный, очаровательный ля-мажорный фортепианный концерт Моцарта, где проступают черты музыкального романтизма. Владимир Спиваков вновь пригласил молодого перспективного южно-корейского пианиста Та-Юнг Кима – музыкант стал лауреатом конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе в 2010 году, укрепил свои позиции концертирующего солиста совместными выступлениями со множеством крупных оркестров. Он также выступал в качестве посла культуры Кореи, играл в штаб-квартире ООН в Швейцарии по эксклюзивному приглашению корейского Министерства иностранных дел. Его очень тепло принимали на Дальневосточном фестивале Мариинского театра. Вместе с Владимиром Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России Ким покорил бельгийскую публику в ноябре 2016 года, блестяще исполнив «конкурсный» Первый концерт Чайковского.

Завершит этот весенний триптих Четвертая симфония Густава Малера, произведение особенное для Спивакова – любовь дирижера к нему очевидна и подкрепляется желанием с каждым исполнением все глубже проникнуть в его сердце. В интерпретации НФОР она кажется самым совершенным сочинением Малера. Изначально задуманная автором как «симфоническая юмореска», с составом оркестра без тубы и тромбонов, Четвертая симфония – попытка вернуться в мир чистоты и наивности, где музыка – это просто музыка, которая говорит напрямую, подобно ребенку.

Поиски идеального голоса сопрано для последней части – одна из самых сложных задач, предшествующих исполнению этого сочинения. Подобрать нужный тембр непросто, так как при идеальных верхах у некоторых солисток слабый низкий регистр, и наоборот. В качестве эксперимента Леонард Бернстайн пробовал задействовать детский голос. Спиваков же пошел классическим путем и пригласил Надежду Гулицкую, известную по филармоническим проектам с Владимиром Юровским, который, можно сказать, и открыл многие грани ее таланта.

 
 
   
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контакты
 
© mus-mag.ru, 2013-2018
Журнал Музыкальная жизнь