
Московский ансамбль Rusquartet существует с 2001 года.
Его участники – Ксения Гамарис (первая скрипка), Анна
Янчишина (вторая скрипка), Ксения Жулева (альт), Петр
Каретников (виолончель) – закончили Московскую консерваторию
в классе Дмитрия Шебалина, известного квартетиста, легендарного
«бородинца». Квартет открыт любому репертуару, от венских
классиков до наших дней. Музыканты всегда стремятся
к совершенству, что отмечено прохождением мастер-классов
прославленных музыкантов и участием в ряде известных
конкурсов, таких как Международный конкурс струнных
квартетов в Банффе (Канада; первый ансамбль, допущенный
из России!) и Международный конкурс TROMP в Эйндховене
(Нидерланды). Rusquartet стал победителем VIII Международного
конкурса квартетов имени Д.Д.Шостаковича в 2008 году
и получил стипендию-грант имени Т.А.Гайдамович.
Новый диск музыкантов посвящен творчеству Чайковского,
у которого камерные ансамбли занимают крайне небольшое
место – три струнных квартета (плюс незаконченный «нулевой»,
созданный в юношеские годы), фортепианное трио и струнный
секстет. Однако играют их не менее часто, чем симфонии
и балеты. На данном диске представлен «нулевой» квартет
и первые два (op. 11 и op. 22). Отсутствие Третьего
квартета не случайно – Rusquartet планирует выпустить
его вместе с «Воспоминанием о Флоренции» в отдельном
издании.
Мир квартетов Чайковского – своего рода «домашняя симфония».
Они проникнуты теплом, уютом и порой словно бы детской
наивностью. Многие из мелодий прямо или косвенно связаны
с народными песнями. В целом Чайковский не допустил
в камерную музыку того драматизма, что бушевал в его
симфониях и симфонических поэмах. Всё это ставит перед
исполнителями непростую задачу – малыми средствами создать
красочный, но в то же время нескучный образ.
Чайковский у Rusquartet, в духе нашего времени, лишен
сентиментальности и чувственности, как это было, скажем,
в записях квартета имени Бородина. Вместо этого они
фокусируются на тщательной проработке фактуры и голосоведения.
Музыканты работают как единое целое, умело поддерживая
друг друга и в нужный момент уходя на задний план, чтобы
выделить яркий изгиб мелодии.
Примером такого подхода становится знаменитое Andante
cantabile из Первого квартета. Почти хоровые по фактуре
аккорды и переплетения линий собираются в единое целое,
а на их фоне поет первая скрипка – она, как певица в
романсе, лидирует над всеми. Следующее за этой частью
скерцо привлекает своей динамичностью и удачно найденным
«испанским» колоритом. В финале квартета, напротив,
подчеркнуто классицистское начало – не выглядывает ли
Фигаро из-за плеча виолончелиста?
Во Втором квартете народное начало уменьшается, зато
возрастает виртуозность. Ансамбль достойно справился
с фугато в первой части и нерегулярной метрикой скерцо.
Вновь обращает на себя внимание искусно выстроенное
соотношение между главными и фоновыми голосами в Andante
ma non tanto, чьи ламентозные вздохи во многом предвосхищают
Шестую симфонию. Финал отличается прихотливо-капризным
характером, но, может быть, слишком вольными изменениями
темпа.
Диск записан на лейбле Etcetera Records – фирмы, которая
фокусирует интересы на забытой, неизвестной или совсем
новой музыке, а также пропагандирует аутентичный подход.
В этом смысле приглашение Rusquartet выглядит логичным.
Как признаются сами музыканты, 2017 год был крайне важен
для них, так как он ознаменовал сотрудничество с европейской
звукозаписывающей компанией, что открывает для ансамбля
новые горизонты. |